«Росатом» — стратегическая, вертикально интегрированная и полностью государственная компания, которая управляет объектами российской атомной отрасли на всех этапах ядерного топливного цикла. «Росатом» присутствует во всех сегментах гражданского рынка атомной энергетики: от добычи урана на месторождениях в России и за рубежом до производства ядерного топлива за счет конверсии и обогащения, а также строительства реакторов и атомных электростанций, часто с использованием инновационных технологических решений.
Компания координирует работу большой сети инженерных, инфраструктурных и строительных компаний, а также научно-исследовательских институтов и технопарков.
В 2016 году Путин назначил генеральным директором «Росатома» первого заместителя министра экономического развития Алексея Лихачева, сменившего Сергея Кириенко, который был назначен первым заместителем руководителя администрации президента.
Бизнес-стратегия компании разработана на основе целей, поставленных государством для гражданского сектора российской атомной отрасли и утвержденных правительством. Одна из ключевых целей стратегии корпорации — к 2030 году увеличить свою долю на международном рынке и войти в тройку мировых лидеров в каждом сегменте мирового ядерного рынка.
Действительно, с момента своего создания в 2007 году Министерством по атомной энергии России компания встала на этот путь, укрепляя свои позиции в качестве ведущего международного игрока в области ядерных технологий и получая значительные доходы от строительства АЭС за рубежом, производства ядерного топлива и обогащения урана.
В рамках отраслевой реформы компания извлекла выгоду из «вертикальной интеграции», которая повысила конкурентоспособность России на мировом ядерном рынке за счет улучшения координации деятельности более 350 предприятий и организаций, входящих в «Росатом», сокращения расходов и удешевления производства за счет роста масштабов. В то же время тесная связь компании с российским государством обеспечила явные преимущества, которые способствовали глобальному расширению ее деятельности.
Доступ к государственному финансированию является важнейшим фактором, лежащим в основе многих проектов «Росатома» и способствующим его быстрому международному росту. По оценкам, компания выигрывает у своих западных конкурентов за счет более низких цен, на 20-50 процентов, во многом благодаря государственным субсидиям.
В результате, было успешно охвачено более 60 процентов недавних глобальных продаж реакторов и 67 процентов мирового рынка строительства АЭС (по подписанных контрактах и межправительственных соглашениях).
Финансовая поддержка со стороны государства позволила «Росатому» предложить крупные долгосрочные кредиты клиентам, которые в обычных условиях не смогли бы позволить себе высокие затраты на строительство АЭС.
Не все было гладко для «Росатома» в его амбициозной заявке на быстрое расширение. Например, в Южной Африке его планы были сорваны в 2017 году после того, как суд постановил аннулировать межправительственное соглашение 2014 года о строительстве в стране восьми ядерных реакторов. Соглашение было признано «неконституционным и незаконным»; и в середине 2018 года Южная Африка отказалась от планов по развитию ядерной энергетики.
«Росатом» быстро отреагировал на такие неудачи и изменившуюся политическую обстановку, подписав в январе 2018 года соглашение о развитии гидроэнергетического проекта в стране, что стало его первым энергетическим контрактом в Южной Африке.
К концу 2017 года 10-летний портфель зарубежных заказов компании составил 133,6 миллиардов долларов — больше, чем портфели заказов всех его западных конкурентов вместе взятых. Ожидалось, что в конце 2018 году компания подпишет зарубежные контракты еще на 26 миллиардов долларов. В рамках своей глобальной деятельности «Росатом» уделяет большое внимание строительству АЭС: из портфеля зарубежных заказов на 133,6 миллиардов долларов 97,6 миллиардов будут потрачены на строительство электростанций. Действительно, «Росатом» стал бесспорным лидером рынка по числу одновременно реализуемых проектов строительства ядерных реакторов: в настоящее время он строит (или получает контракт) шесть реакторов в России и 36 за рубежом.Источник