Великобритания проинформировала ООН о том, что Иран пытается приобрести ядерные технологии на черном рынке. Очевидно, данное обстоятельство может подорвать договоренности «шестерки» и Ирана, достигнутые в Швейцарии. Интересы Великобритании в Иране куда шире, чем это кажется на первый взгляд.
«У Лондона интересы в регионе существуют со времен «Большой игры»
Компания KEC, в частности, находится под санкциями Совета Безопасности ООН, а на TESA наложены санкции США и Европейского союза, которые подозревают организации в участии в разработке центрифуг для запрещенной ООН иранской программы по обогащению урана.
Подтверждение предоставленной Лондоном информации будет свидетельствовать о нарушении резолюции Совета Безопасности ООН, наложившего на Тегеран санкции. Впрочем, несмотря на казус, аналитики уверены, «исторической» сделки между Ираном и «шестеркой» международных посредников это не сорвет.
Газета ВЗГЛЯД подробно писала о договоренностях, достигнутых «шестеркой» 2 апреля в швейцарской Лозанне. Напомним, что в основу сделки рамочного соглашения легли принципы, сформулированные ранее президентом России Владимиром Путиным. Президент США Барак Обама в свою очередь назвал «историческими» договоренности с Ираном, отметив, что сделка «хорошая» и соответствует «ключевым целям США».
«У Ирана и так все есть»
Директор Центра общественно-политических исследований, политолог и военный эксперт Владимир Евсеев сомневается в информации, которую предоставила Великобритания ООН. Эксперт уверен, что действия Лондона – это элемент давления на Иран. Вдобавок есть вероятность, что Великобритания действует в интересах США. «Лондон является орудием в руках США. У Лондона своих интересов в Иране, которые отличались бы от интересов Вашингтона, нет», – сказал Евсеев газете ВЗГЛЯД.
«На Барака Обаму оказывается огромное давление со стороны Конгресса США и разного лобби. В этих условиях, возможно, именно из-за этого Вашингтон инициировал давление на Иран со стороны Великобритании для того, чтобы сделать его более податливым в переговорах», – продолжает мысль эксперт.
С другой стороны, эксперт отмечает, что Ирану для создания ядерного оружия ничего не нужно покупать. «У Тегерана имеется достаточное количество центрифуг. Более того, у иранцев есть все ключевые технологии для создания атомной бомбы на основе обогащенного урана. С этой точки зрения не совсем понятно, о каких технологиях говорят британцы», – отмечает собеседник.
Старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, специалист по внешней политике Великобритании Андрей Куликов отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что «у Лондона, в общем-то, те же интересы в отношении Ирана и иранской ядерной программы, что и у шестерки международных посредников. У британцев вполне традиционная политика в отношении Ирана».
С другой стороны, специалист отмечает, что у англичан многовековые интересы в регионе Ближнего и Среднего Востока. «У Лондона интересы в регионе существуют со времен «Большой игры», – отмечает эксперт.
Более того, у английских компаний, безусловно, есть интересы на иранском рынке энергоресурсов.
Специфические интересы
«У Британии долгая история отношений с Ираном. Например, в отличие от Вашингтона, у Лондона, несмотря на все трудности, есть дипломатические отношения с Тегераном», – сказал в комментарии газете ВЗГЛЯД британский политолог, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества (Париж) Джон Локленд.
Собеседник обращает внимание на историю развития «Англо-персидской нефтяной компании», более известной как British Petroleum (BP). Отметим, что BP получила право вести разведку и добычу иранской нефти еще в далеком 1901 году, намного раньше, чем это было сделано американцами.
«Однако британское присутствие значительно уменьшилось в середине 1950-х годов. С другой стороны, у англичан есть связи и по другую сторону залива – с арабскими монархиями. Более того, именно британцы «связали» американцев и арабов через разные нефтяные контракты», – сказал британский политолог.
Собеседник отмечает, что подобные действия Великобритании, в общем-то, могут быть направлены на подрыв сделки в Лозанне. С другой стороны, эксперт не исключает, что у англичан могут быть интересы через BP в Иране и в ЕС. И после того как договоренности «шестерки» с Ираном будут окончательно достигнуты (30 июня – прим. ВЗГЛЯД), иранские нефть и газ могут пойти в страны Европы. Возможно, это своего рода механизм давления или торга со стороны британцев.
Наследие империи, над которой никогда не заходило солнце
Исторически сложилось так, что отношения между Великобританией и Персией-Ираном складывались крайне сложно. Еще в XX веке Британская империя, помимо только зарождавшегося нефтяного бизнеса, имела большие интересы в этой части суши. Во многом они были связаны с главной стратегической целью Лондона в Азии: защита жемчужины британской империи – Индии. Примечательно, что основным нарушителем спокойствия, по мнению англичан, была Российская империя. Лондон фанатично верил, что Москва стремится выйти к Индийскому океану. На самом деле, страхи англичан так и не были доказаны. Впрочем, это не мешало Лондону вести экспансионистскую политику в регионе, в особенности к северу от Индии – в Иране и Афганистане.
«Держать Россию на максимально возможном далеком расстоянии от индийской границы», – так обозначил стратегическую цель Лондона классик британской геополитики лорд Джордж Натаниэль Керзон. Отсюда и «Большая игра», три британо-афганские войны и вечное противостояние с Россией в Иране при династиях Каджаров и Пахлеви.
Опасные связи «зеленой оппозиции»
Очередное обострение отношений произошло в 2009 году, после победы на выборах ультраконсерватора Махмуда Ахмадинежада. В Иране тогда прошли массовые акции протеста, которые, по мнению лидера Ирана, подстрекались Великобританией. Аятолла Али Хаменеи назвал Британию «наибольшим злом». Духовный лидер Ирана обвинил Лондон в отправке шпионов в Иран, которые подстрекали бунтующие толпы «зеленой оппозиции».
Тогда Тегеран выслал двух британских дипломатов, обвиняя их в «действиях, несовместимых с их дипломатическим статусом». Британское правительство выслало в ответ двух иранских дипломатов из Великобритании.
Апофеозом «дружбы» иранцев и англичан стали события ноября 2011 года, когда иранские демонстранты разгромили посольство Великобритании. Лондону пришлось эвакуировать дипперсонал. Впрочем, это сделали и иранцы. Дипломатические отношения удалось возобновить лишь в конце 2014 года.
Юрий Богданов