ЛУКОЙЛ представил результаты своей работы в 2014 году. Чистая прибыль компании существенно сократилась — с $7,8 млрд в прошлом году до $4,75 млрд. В ЛУКОЙЛе называют убыток неденежным и связанным с обесценением активов в России, Украине, Западной Африке и Казахстане.
Впрочем, эти аргументы не убеждают аналитиков инвестиционных домов — показатели оказались хуже ожиданий.
У компании "просели" ключевые показатели и по 4 кв., и в целом за год. С учетом чистой прибыли за три квартала 2014 года в $574 убыток компании в четвертом составил около $1 млрд.Любопытно, что в последнее время менеджеры "Лукойла" консолидируют контроль над компанией. В конце января Вагит Алекперов заявил, что "топ-менеджмент сегодня обладает возможностью контролировать акции ЛУКОЙЛа". А в феврале президент НК в очередной раз увеличил свою долю акций, выкупив американские депозитарные расписки компании на сумму в $ 45 млн (Алекперову принадлежит 22,54% (напрямую и через подконтрольные компании). Свою долю в акционерном капитале увеличили также вице-президенты ЛУКОЙЛа Леонид Федун и Владимир Некрасов.
Одновременно резко сокращаются инвестиционные программы компании, что сопровождается неадекватным увеличением дивидендов в долларах. Ничего не напоминает? То же самое, фактически, делали хозяева ЮКОСа и ТНК-BP, когда готовились к продаже своих активов.
"Когда ЮКОС готовился к продаже, — отмечал полгода назад директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Задача была по максимуму вывести денежки себе в карман, чтобы потом продать компанию и получить максимальную прибыль". То же самое происходило и в случае с хозяевами TNK-BP. Накануне продажи компании они выплачивали рекордные для России дивиденды. Неслучайно, после того как Роснефть приобрела их активы, Игорь Сечин объявил о необходимости пересмотреть дивидендную политику, сократив величину дивидендов вдвое по сравнению с текущей суммой в 40 % от прибыли.
ЛУКОЙЛ пошел еще дальше, пообещав пустить на выплату дивидендов 60 процентов прибыли. И, надо отметить, курс на планомерный вывод операционных средств из компании, по словам Леонида Федуна, сохранится при любой цене на нефть. "Мы считаем, что компания должна сохранять свою эффективность с точки зрения своей инвестиционной программы и дивидендных выплат даже при уровне (цен на нефть — ред.) в 40 долларов за баррель", — заявил вице-президент ЛУКОЙЛа. А ведь основными получателями дивидендов являются топ-менеджеры компании. Некоторые эксперты называют такую практику "скрытым вознаграждением". "Возможно ли выплачивать такие дивиденды, учитывая тот факт, что чистая прибыль ЛУКОЙЛа в 2014 году сократилась на 40 %?— удивляется аналитик Deutsche Bank Павел Кушнир. "Мы ожидали, что этот показатель составит 25, максимум 30 %, — говорит эксперт Barclays Мэттью Томас. — По сравнению с 2013 годом сумма, предназначенная на выплату дивидендов, почти удвоилась, хотя, по нашим прогнозам, она должна была увеличиться лишь на 15 %. К тому же, вместо того, чтобы платить в рублях, ЛУКОЙЛ выплатил своим акционерам дивиденды в долларах. Такую щедрую дивидендную политику не объяснить уже опасениями компании, связанными с консолидацией отрасли вокруг государства". "Активы ЛУКОЙЛА обесцениваются, компания меняет свою инвестиционную и дивидендную политику, — отмечает аналитик банка Société Générale Евгений Соловьев, — снижение EBITDA ЛУКОЙЛа, в первую очередь, связано со слабыми результатами и, соответственно, низкими доходами компании в области переработки".
В 2014-м "ЛУКОЙЛ", по разным оценкам, вывел в офшоры в виде дивидендов и других выплат порядка $ 5 млрд. И в этом смысле очень показательно, что важную роль в системе "ЛУКОЙЛа" играют кипрские фирмы "LUKOIL Employee Limited" и "Lukoil Investments Cyprus Ltd" (на их балансе числится 11,25% акций).
Конечно, кипрские квазиоффшоры контролируются структурами, подотчетными самому "ЛУКОЙЛу". Однако остается непонятным, с какой целью руководство "материнской" компании делегировало часть акций невесть откуда взявшейся фирме из неспокойной налоговой гавани. Объяснение, что на Кипре есть топливно-заправочные комплексы "ЛУКОЙЛа", не выдерживает критики — заправки российского сырьевого гиганта есть во многих странах, однако "честь" войти в уставный капитал основной компании оказана почему-то лишь кипрской "родственнице". Вспомним, кстати, что и в системеме "ЮКОСа" и ТНК важная роль принадлежала оффшорным компаниям Group MENATEP Limited (Гибралтр) и TNK International (Виргинские острова), соответственно.
Менеджеры "ЛУКОЙЛа", как и их предшественники, активно избавляются сейчас от активов. Что характерно: крупнейшие списания активов — почти $ 1 млд. долларов — зафиксированы в России. При этом, в неоднозначные заграничные проекты, такие, например, как "Западная Курна-2" в Ираке "Лукойл" продолжает вкладывать внушительные средства. А ведь нет никакой гарантии, что проект по освоению иракского месторождения не будет опять прерван по независящим от компании обстоятельствам. Вряд ли случайным был выход из проекта достаточно опытной норвежской Statoil в 2012 году, равно как и тот факт, что первоначальная идея замены норвежцев на одну из азиатских компаний не привела к получению достаточно выгодного предложения, чтобы перепродать купленные у норвежцев 18,75%.
РИА Новости http://ria.ru/analytics/20150304/1050908390.html#ixzz3UD8vSUd8