Роснефть заключила с Китаем сделки на более чем 30 миллиардов долларов. Это показывает, что ни падающие цены на нефть, ни истерия по поводу замедления экономического роста Китая не мешают энергетическому сближению Москвы и Пекина. И хотя сроки некоторых проектов приходится сдвигать, отказываться от восточного вектора развития сейчас было бы ошибкой.
«Подписали ряд документов с основными партнерами, которые стали уже традиционными, и с рядом новых партнеров по развитию сотрудничества с КНР. Общий инвестиционный потенциал подписанных документов – где-то в пределах, превышающих 30 миллиардов долларов», – заявил глава компании Игорь Сечин.
«Восточное направление для России сохраняет свой потенциал, просто установки и оценки перспектив стали более сдержанными из-за конъюнктурной ямы»
В частности, Роснефть подписала в Пекине соглашение об основных условиях покупки 30% акций китайской ChemChina Petrochemical (CCPC). Речь идет об обмене активами с китайским партнером. Китайская сторона будет участвовать в развитии проекта ВНХК на Дальнем Востоке. В свою очередь Роснефть получит активы нефтехимических комплексов в КНР. Несмотря на условия налогового маневра, Сечин рассчитывает на повышение эффективности проекта ВНХК, так как он должен получить льготы через свободную экономическую зону в порту Владивосток.
Были подписаны основные условия сотрудничества по совместному освоению Русского и Юрубчено-Тохомского нефтяных месторождений. А также документы о подготовке к вхождению компании Sinopec Group (куда входит China Petrochemical Corporation) в ряд добычных проектов на территории России. Доля китайских партнеров в этих проектах может составить до 49%, уточнил Сечин.
Наконец, Роснефть договорилась о новом направлении сотрудничества с КНР. «Мы договорились с рядом китайских компаний об оказании буровых услуг, различных подрядных услуг на целом ряде промыслов, которые развиваются на Дальнем Востоке. Общий объем этих услуг на данном этапе – порядка 550 млн долларов», – говорит Сечин. Более того, достигнута договоренность о локализации производства части сервисного оборудования, необходимого для оказания услуг на территории России.
Также достигнута договоренность с China Petrochemical Corporation о поставке нефти на нефтехимические производства в КНР в объеме до 4 млн тонн ежегодно в течение трех лет с возможностью увеличения поставок и продления сроков. «Это новые объемы», – говорит Сечин.
Подписанные в Пекине соглашения показывают, что, несмотря на падающие цены на нефть, замедление роста экономики Китая и изменения геополитического ландшафта, энергетическое взаимодействие России и Китая продолжает набирать обороты.
Москва позволяет китайским компаниям участвовать в добычных проектах на территории России, давая доли, близкие к паритетным. «Мы ждем от них (как и от западных и американских партнеров) первоначальных инвестиционных вливаний, то есть поддержки капиталовложениями, а также поддержки технологической базой», – отмечает Александр Пасечник из ФНЭБ.
«Согласен, что у китайцев технологическая база пока не до конца соответствует тем нормам, которые есть у лидеров отрасли – западных сервисных компаний. Однако в кооперации с российским заделом, учитывая нашу программу импортозамещения и загрузку тяжелого машиностроительного сектора, можно создать кластер для создания и производства нефтегазового оборудования», – считает собеседник.
|
Именно поэтому развитие партнерских отношений с китайскими сервисными компаниями – важное новое направление. Пока же идет импортозамещение, проблем с сервисными услугами и оборудованием удается избегать. Что касается буровых, то сейчас их на рынке переизбыток, так как многие добычные проекты отложены из-за падения цен на нефть. Кроме того, есть много разных схем и возможностей для того, чтобы обходить санкции. Например, регистрация тех же буровых компаний на офшор или покупка сервисных компаний. Несмотря на санкции, в прошлом месяце Роснефть без проблем начала эксплуатационное бурение на Южно-Гавриковском месторождении, а до конца года начнет буровые работы и на Западно-Эпасском месторождении (Западная Сибирь).
«Санкции санкциями, но многим компаниям европейские страны предоставляют льготы – выводят из-под санкций по отдельным проектам. Это касается французской Total и норвежской Statoil», – добавляет Александр Пасечник. Поэтому санкции российскую нефтянку душат не так сильно, куда больше вредит ситуация на мировом рынке нефти. Так, конъюнктурная яма останавливает перспективы освоения Арктики.
Впрочем, сама Роснефть, по словам Сечина, готова к любым разворотам на рынке нефти, потому что себестоимость добычи компании является лучшей в мире. «Более того, как вы знаете, компанией принято решение о наращивании добычи для того, чтобы сохранить свои позиции на рынке сбыта», – добавил Сечин.
Говорить о конкретном прогнозе по поводу цен он не стал: «Понимаете, вам не ко мне надо обращаться, а к гадалке какой-нибудь, потому что очень много факторов неопределенности».
Между тем падение нефтяных цен вкупе с проблемами Китая на фондовом рынке, торможением экономических темпов страны заставляет партнеров более сдержанно подходить к планированию.
«Однако восточное направление для России сохраняет свой потенциал, просто установки и оценки перспектив стали более сдержанными из-за конъюнктурной ямы. К примеру, есть определенные сдвиги сроков по ряду проектов на один–три года», – говорит Пасечник из ФНЭБ. В частности, газовый проект Газпрома по «Силе Сибири» отодвинулся на несколько лет: раньше ожидали, что первый газ по этой трубе пойдет в Китай в 2019 году, а теперь говорят о 2021 годе. Впрочем, новый срок все равно идет в рамках контракта, просто 2019 год – это был оптимистичный прогноз, указывает Пасечник.
В нефтянке также происходят изменения. Россия по-прежнему готова поставлять больше нефти по ВСТО, однако Китай не поспевает с развитием приемной инфраструктуры, так как прогнозы по китайской экономике не оправдываются.
«Однако поставки нефти в восточном направлении будут расти, просто, возможно, не так стремительно, как ожидалось ранее, прирост будет несколько ограничен», – указывает отраслевой эксперт.
Ведь китайская экономика все же не падает, она растет на 6–7%, поэтому логично увеличивается и спрос на энергоресурсы. Собственно, это подтверждает соглашение с Роснефтью о новом дополнительном объеме поставок нефти в Китай.
Кроме того, в целом в АТР продолжается урбанизация. «Сейчас локомотивом выступает Китай, но в спину ему дышит Индия. «Она в горизонте 10–15 лет, как ожидается, может занять место Китая, стать эпицентром форсированного роста и главным энергетическим рынком сбыта. А Роснефть уже заключила контракт на поставку 10 млн тонн нефти в Индию», – напоминает эксперт. Поэтому тормозить развитие инфраструктуры и отводить взгляд от Востока – это был бы неверный путь.