На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Удивительное рядом. «Нафтогаз» опять побеждает «Газпром»

Как сообщил (по заведенной в последнее время традиции, в социальных сетях) исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, Украина ни при каких обстоятельствах не будет продлевать с «Газпромом» действующее соглашение о транзите газа на российских условиях. В самой украинской компании-транзитере ссылаются на то, что этот контракт якобы не соответствует нынешнему украинскому законодательству. Также в «Нафтогазе» не собираются отказываться ни от уже «почти выигранных» в Стокгольмском арбитраже исков, которые сейчас рассматриваются в апелляционной инстанции, ни от вновь поданных (включая совершенно безумные, типа иска на десять с лишним миллиардов долларов компенсации за отсутствие транзита после 2019 года). Сам Юрий Витренко в Facebook назвал условия Российской Федерации для «Нафтогаза» «абсолютно неприемлемыми» и добавил: «в этом нас поддерживает Еврокомиссия».

При этом вполне очевидно и то, что «Газпрому», как бы он ни нуждался в украинском транзите для перекачки недостающих объемов на период окончания строительства «потоков», соглашаться на выполнение требований украинской стороны, даже частичное, совершенно бессмысленно.

Процитируем самого Витренко: «Если подытожить, транзит через Украину может быть на стандартных европейских условиях, а не условиях Москвы. Если же Россия будет продолжать обеспечивать «Газпрому» эксклюзивные возможности для транзита газа в Европу через Украину и при этом «Газпром» не будет соглашаться на стандартные европейские условия, у «Нафтогаза» есть реальная возможность через новый арбитраж, который уже начался, получить примерно десять миллиардов долларов в качестве компенсации за отсутствие транзита после 2019 года. <…> Это должно «помочь» «Газпрому» занять более конструктивную позицию на переговорах по транзиту после 2019 года». Украинская сторона не скрывает, что единственное приемлемое решение с ее точки зрения — это немедленное прекращение работ по строительству как «Северного потока — 2», так и «турецких потоков». И вот тогда с русскими, при соблюдении ряда условий (типа повышения в разы стоимости транзита) можно будет говорить.

На Украине усиленно делают вид, что уверены: Москве придется идти на уступки в переговорах.

Так, к примеру, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко прямо заявляет, что Россия будет вынуждена прийти к соглашению с Украиной по транзиту газа, так как «знаменитый и дорогой» газопровод «Северный поток — 2» русские не построят, как минимум, в ближайшее время. И русским «все равно придется каким-то образом транспортировать свой газ в Европу. Это понимают европейцы, это понимают россияне, это понимаем мы». И чем дольше Россия тянет с решением, тем сложнее пройдут финальные переговоры, тем жестче будут условия полной и безоговорочной капитуляции России, выдвигаемые украинской стороной. До возврата Крыма включительно.

И капитуляция с «аннексиями и контрибуциями» еще даже не все.

…На самом деле базовые условия подписания нового транзитного контракта с Украиной предельно просты. Их в свое время озвучивал российский министр энергетики Новак, а до него и президент Путин: условия транзита газа через территорию Украины прежде всего должны стать коммерчески привлекательны по сравнению с условиями «потоков». Еще одним не обсуждающимся условием министр энергетики обозначил разрешение судебных споров «Нафтогаза» и «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже. По ним либо должно быть принято окончательное арбитражное решение, либо мировое соглашение. Что в общем-то прагматично: сотрудничество на фоне безумия все новых и новых арбитражных тяжб выглядит маловероятно. Но все это, начиная непосредственно с «коммерческой конкурентоспособности» украинской ГТС по сравнению с новыми газопроводами, абсолютно неприемлемо уже для украинской стороны: если они начнут качать газ по своему металлолому по рыночной стоимости, то «проект труба» можно, не мучаясь, закрывать.

Поэтому позиция страны-транзитера тут также предельно проста и бесхитростна: пока есть возможность, украинские функционеры хотят много денег, за что — уже не так важно. Они их просто хотят. Ну, просто потому, что очень деньги нужны.

На дипломатическом и деловом языке это именуется «заведомо неприемлемыми условиями», которые обессмысливают переговорный процесс.

А вообще мы уже не раз писали, что одномоментное существование как украинской ГТС, так и русско-европейских и русско-турецких «потоков» крайне невыгодно курирующей украинскую государственность Америке. У нее своя повестка, наиболее острый вопрос которой звучит как минимизация наличия трубопроводного газа в Европе и замещение его СПГ. Соответственно, в трубопроводных проектах «остаться в живых должен кто-то один». Да, желательно, чтобы это была ветшающая украинская ГТС, которая со временем тихо умрет своей смертью, и выпадающие объемы будут «тихо и постепенно» замещены объемами СПГ. Но если «потоки» все-таки будут построены (а к этому все идет), то в качестве запасного варианта вполне может быть уничтожена и сама «украинская труба»: от перемены мест слагаемых значение суммы не меняется.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх