На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бензин 50 рублей за литр — только начало

С нового года Россию ждёт самое большое единовременное повышение топливных акцизов за последние десять лет, и многие опасаются, что уже в январе цена бензина АИ-95 пробьет планку в 50 рублей за литр. Но власти подстраховались: 7 ноября между правительством и крупнейшими нефтяными компаниями (ВИНКами) заключено соглашение, которое обещает удешевление топлива. Сбудутся ли эти надежды?

Два рубля в год

За последние десять лет цены на бензин росли линейно, прибавляя по два рубля ежегодно. Периоды снижения были, но кратковременные, в целом за десять лет бензин прибавил в цене более чем в два раза. Большой вклад в это процесс внесли топливные акцизы, которые с 2009 года выросли более чем втрое. Другими словами, подорожание бензина во многом обусловлено налоговой нагрузкой, которую регулирует само государство.

В апреле этого года ситуация вышла из-под контроля: за вторую половину весны бензин АИ-95 добавил по 3 рубля за литр, что стало самым большим локальным подорожанием за последнее время.

Акцизные игры

Цену стабилизировали за счет снижения акцизов в июне и отказа от их планового повышения в июле. Так, акциз на бензин АИ-95 сейчас составляет 8213 рублей за тонну, что эквивалентно примерно 6 рублям в цене литра топлива на АЗС, тогда как до «дисконта» акциз превышал 10 тысяч рублей.

Но уже с нового года акцизы прибавят почти в полтора раза до 12 373 рублей за тонну! Столь сильная прибавка объясняется тем, что помимо планового январского повышения к нему добавляется тот «демпинг», которым тушили весеннюю эскалацию цен. Это значит, одни только акцизы добавят к цене порядка ещё 3 рублей с литра, а будет ещё увеличение НДС с 18 до 20% и общая инфляция. Поэтому многие были уверены, что 50 рублей за литр АИ-95 — реалистичный прогноз января.

Насколько подешевеет топливо

Правительство неутомимо опровергало подобные опасения. В частности, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что не ожидает никаких скачков цен и акцентировал внимание, что у властей достаточно механизмов, чтобы сдержать рост цен.

7 ноября сделан решительный шаг в этом направлении: правительство и крупные нефтяные компании подписали соглашение, которое, по сути, ограничивает максимальную цену топлива до марта 2019 года. На каком именно уровне?

Это зависит от региона. Если брать средние цифры по России, то мелкооптовая цена бензина АИ-95 устанавливается на уровне 56 649 рублей за тонну (41,9 рубля за литр), к которым в рознице можно добавить не более 4%, что эквивалентно 43,6 рубля за литр. Для сравнения, средняя цена бензина АИ-95 сейчас превышает 46 рублей за литр.

Для Москвы планка чуть повыше, но некритично — 44,3 рубля за литр, что всё равно ниже нынешнего уровня. Ценовые пределы для удаленных регионов выше, например, в Якутии можно будет продавать бензин по цене около 56 рублей за литр.

В начале февраля разрешено поднять стоимость топлива на 1,7% для компенсации роста НДС, а затем до марта темпы его подорожания не могут превышать плановой инфляции, то есть, примерно 0,15 рублей в месяц.

Метод шоковой заморозки

Первое соглашение о заморозке цен действует с начала лета, и после весеннего скачка стоимость топлива действительно стабилизировалась. Например, если с апреля по июнь оно прибавило 3,7 рубля за литр, то в летние месяцы оставалась стабильной, а за начало осени подорожало примерно на рубль. Но то, первое соглашение, оговаривало розничные цены, и в этом был подвох: оптовая цена на топливо практически сравнялась с искусственно ограниченной розничной. Для сетей АЗС, которые принадлежат ВИНКам («Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть» и так далее), ситуация была печальной, но терпимой, но мелкие независимые заправки оказались на грани разорения — прибыль с продажи литра бензина упала до критических величин.

Опт и розница

Поэтому в новом соглашении ограничения касаются именно мелокооптовой цены, по которой покупают топливо на нефтебазах ВИНКов частные АЗС. Формально это гарантирует сохранение приемлемой маржи.

Впрочем, в «Независимом топливном союзе» ситуацию нам прокомментировали со скепсисом. По словам представителя союза Сергея Бойко, изначально речь шла о марже в 9%, но в итоговом документе она указана на уровне 4%. И главное, эти 4% независимые АЗС будут добавлять к той цене, по которой, фактически, реализуют топливо заправки ВИНКов, что поставит «частников» в заведомо невыгодное положение: или торговать в убыток или по более высоким ценам, чем у акул рынка.

Чтобы избежать дефицита топлива, который стал триггером для весеннего роста цен, новое соглашение подразумевает поставку на российские НПЗ не менее 17,5% добытой нефти. Кроме того, есть требование полностью обеспечить спрос независимых АЗС на топливо, что вроде бы гарантирует его доступность.

Заградительная страховка

А что если нефтяные компании не выполнят соглашения? На этот случай правительство приготовило ряд контрмер, о которых рассказал премьер Дмитрий Медведев. По его словам, тогда государство введет заградительные пошлины на экспорт нефти.

Также все АЗС будут контролироваться на соответствие розничных цен оговоренным пределам силами ФАС и других ведомств.

Лишь бы рубль не ослаб

Впрочем, эксперты указывают на риски такого подхода. В частности, Сергей Бойко отмечает, что помимо роста акцизов в начале года запланирован налоговый маневр, который сделает более выгодным экспорт нефти и нефтепродуктов. Толкать цены вверх может и увеличение НДС с 18 до 20%. Кроме того, если нефть на мировых рынках подорожает, а рубль в силу других факторов ослабнет, нефтяные компании снова попытаются тем или иным способом сместить баланс в пользу экспорта или ограничить поставки на внутренний рынок. Искусственное ограничение цен опасно тем, что в какой-то момент оно может стать невыполнимым.

Будет ли дефицит топлива

Популярным опасением является дефицит топлива. Те, кто застал советские времена с их жестким ценообразованием, помнят очереди на бензоколонках. Если товар нельзя продавать по выгодной цене, иногда его проще не продавать совсем.

Формально от такой ситуации страхует ряд условий договора, например, обязательство увеличить отгрузку топлива на внутренний рынок на 3% относительно уровня 2017 года. Но если рыночная конъюнктура сделает экспорт значительно более выгодным, чем продажи в России, лазейки для сокращения внутренних продаж наверняка найдутся.

Эксперты опасаются разрушения рыночных механизмов ценообразования, в частности, биржевой торговли топливом, а также коллизий с антимонопольным законодательство, которое на время заморозки цен, фактически, ставится на паузу в отношении АЗС. Нет и полной ясности, что нас ждёт после марта: не исключено, что накопленные за это время проблемы спровоцируют новый скачок цен.

Вымрут ли независимые АЗС

Неясной остается и судьба независимых АЗС. Летом большинство опрошенных нами владельцев небольших заправок на вопросы отвечали крайне неохотно и в целом были настроены пессимистично. Худшие прогнозы предполагали, что порядка двух третей таких заправок разорятся ещё до конца года. Судя по всему, массового «падёжа» не произошло, однако новое соглашение, по мнению представителей «Независимого топливного союза», не решает проблемы в корне.

Горожане как правило предпочитают брендированные АЗС ВИНКов, но большая часть регионов России охватывается именно сетью независимых АЗС, которых в России около 15 тысяч (из 25 тысяч заправок в целом).

Сокращение независимых АЗС чревато как усилением монополизма крупных сетей, так и снижением доступности топлива в российской глубинке.

Дорогое ли в России топливо

Кстати, в общемировом рейтинге доступности бензина мы находимся ближе к «дешёвому» краю шкалы как с точки зрения абсолютной цены бензина, так и по отношению стоимости литра к доходам. Проблема в том, что Россия с её морозами и расстояниями требует много топлива, поэтому если разделить на зарплату наши топливные траты, мы уже попадаем в число «дорогих» стран. То есть расходы на топлива для нас весьма значимы.

Кстати, самое дешёвое топливо в мире в растерзанной кризисом Венесуэле, а самое дорогое — в Гонконге. В пересчете на наши деньги, оно стоит более 140 рулей за литр.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх