На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Нефтегазовый «разворот на Восток»

Главные итоги ВЭФ-2018 в энергетической сфере

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Нефтегазовый «разворот на Восток»

С 11 по 13 сентября во Владивостоке прошел IV Восточный экономический форум (ВЭФ). В этом году в мероприятии приняли участие более 600 глав компаний, примерно половина из которых – руководители иностранных групп, холдингов и фирм. А объем заключенных на площадке соглашений оценивается в более чем 3 трлн рублей, что примерно на 20% выше прошлогоднего результата.

Президент России Владимир Путин в ходе выступления на пленарном заседании форума отметил стратегическую важность Дальнего Востока и обозначил глобальные вызовы в рамках взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В частности, он приветствовал устремления государств к росту доли расчетов в национальных валютах при торговле углеводородным сырьем. Российский лидер подчеркнул, что «совместные международные проекты, в том числе в энергетике, служат сближению стран и народов».

Форум должен показать США и Евросоюзу, что у России есть очевидная весомая альтернатива Западу, а именно – рост отраслевого взаимодействия с азиатскими странами. Среди которых, правда, есть и союзники США - вроде Японии и Южной Кореи. Но и есть и Китай, который сегодня является ключевым соперником Вашингтона в политике и экономике. При этом на ВЭФ был заключен большой пул соглашений российских нефтяных компаний с зарубежными игроками, преимущественно из стран АТР. К примеру, ПАО «Роснефть» и корпорация CNPC в рамках форума подписали договор о сотрудничестве в области разведки и добычи, согласно которому китайская компания получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах росхолдинга в Восточной и Западной Сибири.

Нефтяной разворот России на Восток становится все более очевидным. В этом году заметно снижаются поставки российского черного золота в Европу. И при этом весьма резко растет экспорт нашей нефти в Китай и другие страны АТР. Для Москвы, безусловно, важно выдерживать этот тренд. А вопросы к сохранению такой динамики есть. Тем более что порой возникают и инфраструктурные сложности – скажем, «Транснефть» заявила о накопленных убытках за 2015-2018 годы примерно в 1 мрлд долларов по вине китайской стороны из-за неготовности приемной инфраструктуры.

Генеральный покупатель российской нефти в АТР – Китай, – согласно ожиданиям нефтетранспортной монополии, по ее трубопроводной системе в следующем году получит около 40 млн тонн, что соответствует плану компании на 2018 год.

Газовый блок итогов ВЭФ-2018 затронул в первую очередь перспективы проектов сжижения газа на Сахалине («Сахалин - 2») и Ямале («Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2»). «Газпром» и НОВАТЭК хотят получить новых партнеров в производственные и инфраструктурные проекты – энергетические концерны Китая, Японии и Южной Кореи заинтересованы в расширении отраслевой кооперации с РФ на Дальнем Востоке и в Западной Сибири.

Полным ходом идет и строительство первого экспортного газопровода из России в КНР: магистраль «Сила Сибири» (восточный маршрут) скоро будет завершена, осталось достроить не более 7%. Первый трубный российский газ, согласно графику, поступит на китайский рынок во второй половине декабря 2019 года.

Любопытно, что Китай после длительной паузы вдруг актуализировал проект «Сила Сибири - 2» (прежнее название – проект «Алтай»), так называемый западный маршрут. Вероятно, заботят Поднебесную новые сценарии на Каспии – появившаяся возможность строительства транскаспийского газопровода в связи с недавно принятой конвенцией о статусе Каспия грозит отвлечь туркменский газ с китайского экспортного направления. И «Сила Сибири - 2» – западный маршрут доставки российского газа – страхует, как видят в Пекине, возможный дефицит поставок голубого топлива в КНР из Туркмении. Хотя в последнее время ставки были больше на проработку варианта доставки газа в КНР по дальневосточному маршруту – преимущественно с сахалинских месторождений. Но и они тоже сохранены – как заявил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев на Восточном экономическом форуме, переговоры с Китаем по дальневосточному маршруту близки к итогу и скоро будут названы сроки начала поставок. «Газпром» буквально в конце августа сообщал, что в качестве ресурсной базы для поставок газа с Дальнего Востока в КНР может рассматриваться Южно-Киринское месторождение в Охотском море. Видимо, Пекин все-таки форсирует масштабный перевод генерации с угля на газ, а собственная газодобыча не соответствует амбициозным планам. Отсюда и возрастающий интерес к российскому газу.

http://www.inforos.ru/?module=news&action=view&id=75...

Картина дня

наверх